RPA — это роботизированная автоматизация процессов. Это не физические роботы, а компьютерные программы, имитирующие действия человека.
RPA-роботы используются для автоматизации рутинных, монотонных задач, которые выполняют офисные сотрудники всех компаний, любых масштабов.
Вся история с роботами в России началась с 2017 года, крупные компании стали запускать пилотные проекты, не до конца понимая, что это вообще такое.
Условно, это роботы, которые нажимают на кнопки вместо человека. Только они взаимодействуют с программами и приложениями.
Сейчас практически пройден этап внедрения роботов, которые просто куда-то кликают. Следующий шаг — подключение к роботу модулей, которые станут его глазами и мозгом, чтобы он мог распознавать бумажные документы или воспринимать команды на естественном языке.
В современных корпорациях роботы отвечают за процессы, связанные с финансами, бухгалтерией, кадрами, закупками, информационной безопасностью.
Сейчас в крупных компаниях России роботам поручены сотни процессов.
Основной камень преткновения при внедрении роботов — это стоимость времени сотрудников, которые занимаются этим внедрением.
При внедрении важно определить, насколько актуален автоматизируемый процесс, и не будет ли он изменяться в течение года, в течение которого робот окупится и начнет приносить прибыль компании.
Перенастройка робота — это достаточно оперативная история, это делается буквально за считанные часы службой поддержки робота.
В среднем, роботизация большого процесса занимает около трех месяцев: полтора месяца на аналитику и подготовку и полтора на разработку, дальше происходит внедрение.
Есть два основных фактора при выборе процесса для роботизации: насколько выгодно автоматизировать этот процесс, и насколько сложно внедрить этого робота.
Основное направление, куда мы смотрим, — это компании уровня энтерпрайз.
Существует бесконечный объем задач, которые можно автоматизировать.
Для тех, кто боится, что их заменят роботы, ключом является развитие смежных навыков: анализа данных, бизнесовых профессий, которые не будут автоматизированы в ближайшее время.
Необходимо развивать навыки на стыке IT и классического бизнеса, развивать навыки, которые актуальны в данный момент.
Спрос настолько высок, что всем хватит деятельности, которой можно заниматься.
Мне очень нравится Безос, который говорит о том, что основным преимуществом его компании является открытость к экспериментам. Они понимают, что путь проб и ошибок — это тот путь, который позволяет им быть первыми в мире.
Amazon — это такой мировой гегемон, который автоматизирует свою деятельность максимально.
Во всей этой истории с роботами вообще не идет речь о том, чтобы уволить сотрудника или нанести ему какой-то вред. Наоборот, речь о том, чтобы избавить его от повторяющихся рутинных задач.