В самом начале пути только на какую-то большую идею можно привлечь талантливых людей.
Раньше, в начале 2000-ых, инвесторы бросали деньги во все подряд, и конечно, многие из них прогорели.
Инвесторы больше не вкладывают в голые идеи — так называемые PowerPoint-стартапы, которые умеют показывать красивые слайды, но за слайдами ничего нет.
Инвестор ранней стадии верит в команду. Делая ставку на команду, доверяя свои ресурсы им, он понимает, что в сложной ситуации эта команда сможет вытянуть проект.
Материальный интерес инвестора — это возможность конвертировать деньги, которые он дал стартапу, в долю в будущем проекте. Это не займ и не получение доли сразу.
Венчурный бизнес — он не про дивиденды. Он про то, что у инвестора повышается стоимость его доли в этой компании с ее ростом. Чем выше стоимость компании, тем выше стоимость его доли.
Люди на этом прогорают часто, потому что венчурные инвестиции считаются высокорисковыми.
Чаще всего в инвестиции в инновации приходят люди, у которых уже имеется какой-то пакет недвижимости, какие-то ценные бумаги, облигации, акции, инвестиции в какие-то классические бизнесы. И хочется чего-то нового.
Гордиться акциями Газпрома не так интересно, как гордиться классным стартапом, в который ты вложился, и благодаря твоей поддержке он взлетел и сейчас покоряет европейские рынки.
Инвестору интересны проекты, которые имеют глобальные амбиции. Иначе не надо идти в венчур.
Москва — очень хороший город для того, чтобы запустить стартап. Стоимость разработки в Москве, на очень высоком уровне качества, в два или в три раза ниже, чем в Долине. Плюс, мегаполис имеет аудиторию людей, готовых пробовать что-то новое. Город современный, и его инфраструктура позволяет стартапам развиваться.
Если стартап бежит достаточно быстро, растет агрессивно, он становится не конкурентом, а стратегической целью для инвестиций таких корпораций, как Google или Apple.
На самом деле, продукты в больших корпорациях умирают так же, как умирают стартапы на рынке. Бренд Google или Яндекса не гарантирует, что проект будет успешен.
Лучше быть лучшим в чем-то одном. Я склоняюсь к стратегии таких продуктов, которые очень хорошо решают свою задачу, а не супераппов, которые пытаются делать все подряд.
Наличие здоровой конкуренции между крупными экосистемами будет повышать качество продукта и при этом понижать его цену.
Акселератор — это песочница, где мы можем ошибаться.
Генеральный директор должен быть вовлечен в создание инновационного центра, потому что это мотивирует всю цепочку менеджеров. В российских реалиях это особенно важно.
Многие руководители думают, что инновационные департаменты — это просто поиграться. На самом деле нет. Это стратегически важный департамент, который в течение 10-15 лет обязательно будет в каждой компании.
Каждая компания безусловно должна заниматься инновациями. Не обязательно все покупать извне, но обязательно заниматься своим инновационным развитием.