Мир не просто меняется — он уже изменился
Цифровая революция свершилась: информационные технологии используются повсеместно, привычные нам действия перешли в онлайн, и чуть ли не на каждом рынке появились стартапы и IT-компании. Поэтому всё больше руководителей компаний осознают необходимость цифровой трансформации.
Так что же такое цифровая трансформация?
Это глубокое преобразование бизнеса, которое затрагивает все его сферы и позволяет компании успешно конкурировать на современном рынке.
Вся суть в названии:
"Цифровая"
Цифровой формат — тип сигналов и форматов данных, использующих нули и единицы. В цифровом или электронном виде существует любое программное обеспечение и весь загруженный на компьютер контент.
"Трансформация"
Трансформация — коренное преобразование, превращение. Когда гусеница становится бабочкой, она не просто отращивает крылья, а
превращается в существо с новыми свойствами, структурой и формой.
Провести цифровую трансформацию — значит не просто внедрить новые технологии, а превратить свою компанию в современную IT-структуру.

Но как?
Как и все глобальные процессы, цифровая трансформация начинается с простых шагов.
Что же именно трансформируется?
Этап 1. Оцифровка
Данные
Первый шаг к цифровой трансформации — изменение подхода к работе с данными, переход от физических носителей к электронным
Этап 2. Цифровизация
Процессы
Используя данные, мы можем внедрять новые технологии, оптимизировать и автоматизировать бизнес-процессы
Этап 3. Трансформация
Система
Синхронизировать все процессы и вывести компанию на новый уровень эффективности — это и есть цифровая трансформация
Рассмотрим этот процесс по порядку, на примере некой компании.
Представьте себе машиностроительный холдинг: компания выпускает грузовые автомобили, которые закупают малые и средние предприятия по всей стране.

В отделе продаж работают десятки менеджеров по продажам, которые сохраняют информацию о клиентах. У них есть тетради, стикеры, флипчарт.
Если спросить одного из них: "где клиентская база?", он достанет большую тетрадь, в которой ручкой исписаны все страницы.

Такой компании в первую очередь необходимо пройти этап оцифровки.
определение
Оцифровка — перевод любых данных из аналогового формата (бумажных документов, видеопленки, фотографий) в цифровой.
Итак, мы переводим всю эту информацию в цифровой формат. Теперь сотрудники используют не бумагу и ручку, а компьютерные программы — Exel и Word.

И в наших руках оказывается ключевой инструмент современного бизнеса — данные. Которые их можно не только хранить, но и распознавать, тиражировать, защищать, а главное — использовать.

Теперь, если задать сотрудникам вопрос: "какой доход был у нас по каждому продукту за прошлый квартал?", можно услышать не шелест бумаг, а щелчки компьютерной мышки. Но на ответ все еще требуется много времени. Поэтому руководитель отдела продаж не останавливается на оцифровке и переходит к следующему этапу — автоматизации.
определение
Автоматизация — переход к управлению процессами с помощью программного обеспечения, сокращающий или исключающий участие человека
То есть, автоматизация — это внедрение IT-решений в уже существующий в компании процесс. Этот этап оказывается особенно актуальным, когда на этапе оцифровки обнаруживается значительный объем данных или в компании одновременно происходит множество разнообразных бизнес-процессов. Обработка огромного количества информации вручную занимает много времени, а человеческий фактор повышает вероятность ошибок.

Поэтому следующим шагом для нашего отдела продаж становится внедрение CRM — системы управления клиентскими отношениями. Это программа, установленная на компьютеры сотрудников. Менеджеры вносят в нее оцифрованные данные: имена клиентов, даты их обращений, отчеты о встречах и всю информацию о сделках, а программа ее обрабатывает. И теперь любой из сотрудников может ответить на вопрос о доходах мгновенно. Этот вопрос можно даже не задавать — руководителю достаточно заглянуть в программу.

Но обработка информации — не единственная функция CRM. Такая система может автоматически планировать встречи, формировать договоры по заданному шаблону и отслеживать эффективность сотрудников. Все это значительно экономит рабочее время и улучшает пользовательский опыт — теперь вместо слов "уточню и перезвоню" клиенты слышат обращение по имени и оперативный ответ по существу.
Значит, готово?
CRM — это далеко не все
Проводя автоматизацию, мы меняем не бизнес-модель, а отдельные функции. Внедрив одну технологию или автоматизировав одну сферу, мы не решим всех задач цифровой трансформации. Допустим, в наш отдел продаж звонит клиент и спрашивает, есть ли у нас в наличии десяток грузовых автомобилей определенных характеристик. И когда, как и на каких условиях он мог бы получить его в Санкт-Петербурге.

Конечно, наш менеджер по продажам знает имя этого клиента и видит перед собой всю историю взаимодействий с ним. Но эта информация не поможет ему ответить на такой вопрос. Сотруднику придется самому выяснять, какая продукция осталась на складе, а затем связываться с логистами, чтобы рассчитать решение для клиента. Возможно, подключится руководитель отдела продаж, который сделает наценку или скидку для нашего клиента. На это уйдет минимум несколько дней, а скорее всего неделя. Или даже больше, если учитывать сезонную нагрузку и человеческий фактор.

Чем будет заниматься клиент в это время? Он обратится к конкурентам, в том числе и зарубежным. Например, свяжется с дилером китайской продукции, получит оперативный ответ и заключит сделку, пока мы будем обрабатывать его запрос. Это темп современной жизни — скорее всего, вам доводилось отменять вызов такси, когда время ожидания составляло 15-20 минут. Пять, десять лет назад это было вполне приемлемым временем ожидания, но теперь вы обращаетесь к конкурентам. Так и в любом другом бизнесе.

И если мы хотим, чтобы наша компания успешно конкурировала на рынке, у нас нет этой недели — наш менеджер должен дать ответ сразу. А для этого придется изменить весь машиностроительный холдинг: и производство, и логистику, и менеджмент, не ограничиваясь отделами продаж. Каждая сфера должна быть автоматизирована и синхронизирована с другими, вся бизнес-модель организации должна быть основана на цифровых данных и процессах.

Это и есть цифровая трансформация.
Добиться этого можно, если
подходить к изменениям масштабно
За автоматизацией и внедрением технологий следует другой важный шаг — оптимизация бизнес-процессов и структуры компании.
определение
Оптимизация — выбор лучшей модификации системы для достижения максимальной эффективности
Приведем простой пример: допустим, у нас есть два супермаркета, и один из них стабильно показывает низкую выручку из-за неудачного расположения.
А вот второй имеет неплохой потенциал, если продлить время его работы и сделать магазин круглосуточным. И мы принимаем решение закрыть подразделение с низкой прибылью, направив ресурсы на обеспечение работы второго магазина ночью. Таким образом, эффективность нашего бизнеса повышается за счет оптимизации.
Можно выделить три направления оптимизации:
Исключение
Если в системе есть бесполезные элементы, на которые тратится много ресурсов, их чаще всего легче исключить, чем изменить

Примеры: разросшийся штат, лишние действия, неэффективные подразделения
Изменение
Многие процессы можно ускорить, упростить или стандартизировать с помощью изменения подхода и внедрения технологий

Примеры: разобщенность отделов, медленное принятие решений, неравномерный контроль
Аутсорс
Для выполнения нерегулярных задач рациональнее привлекать сторонние ресурсы и сотрудников, а не содержать собственные подразделения

Примеры: непрофильные подразделения, обслуживающие компанию

Чтобы определить, какие сферы и бизнес-процессы компании нуждаются в цифровизации, необходимо учитывать специфику конкретного бизнеса и рынка. Тем не менее, мы можем выделить типичные сферы крупного бизнеса, чаще всего требующие изменений.
Что автоматизировать и оптимизировать?
Логистика
Многоканальность, оперативность и прозрачность — основные тренды цифровизации в логистике, требующие повышения эффективности процессов и внедрения новых технологий.
Производство
Цифровизация промышленности — передовая сфера, включающая в себя автоматизацию и оптимизацию процессов на всех уровнях: от прогнозирования до удаленного мониторинга качества готовой продукции.
Маркетинг
Современное цифровое общество требует поиска новых подходов к взаимодействию с клиентами и продвижению. В основе маркетинга теперь лежит работа с данными клиентов.
HR
Как известно, любая компания от семейного бизнеса до крупной корпорации — это в первую очередь люди. Цифровизация в HR позволяет оптимизировать поиск новых сотрудников и синхронизацию их работы.
Финансы
В наши дни существуют цифровые финансовые инструменты, которые повышают эффективность работы предприятий, позволяют управлять рисками и высвобождать ресурсы компаний с помощью аналитики.
Управление
Современный руководитель имеет в распоряжении массу инструментов цифрового менеджмента, позволяющих вывести эффективность своих сотрудников на новый уровень.
В конце будет тест
Оставьте свои контактные данные, чтобы оставить заявку
Нажимая кнопку "Записаться", вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Записаться на тренинг
Оставьте контактную информацию
Ваш e-mail
Нажимая "Записаться", вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциалььности