Каждому из нас известно, что в 2020 году весь мир оказался в условиях кризиса. Во времена пандемии COVID-19 переход к использованию цифровых технологий стал для бизнеса не прихотью, а вопросом выживания.

Цифровые технологии имели решающее значение для обеспечения удаленной работы, перехода к совместным рабочим процессам и перестройки операций, от управления цепочками поставок до взаимодействия с клиентами. Теперь не приходится напоминать о важности цифровизации для всех аспектов бизнеса.

Но что конкретно изменилось? Разберем основные тенденции цифровой трансформации:
Цифровая культура
Массовый переход к удаленной работе значительно изменил мир. По данным РБК, в первые месяцы пандемии число ежедневных пользователей Zoom выросло в 20 раз, уже в марте 2020 превысив отметку 200 млн человек. Кроме формата меняется и подход: все чаще и глубже внедряется Agile, изменяются бизнес-модели и цифровая культура компаний.
Переход в облако
Все меньше компаний хранят данные на сервере в офисе — теперь эту функцию выполняют облачные хранилища. Информация компаний хранится на многочисленных серверах, принадлежащих IT-компаниям. Поставщики облачных услуг предлагают мультиоблачные архитектуры: одна компания может использовать несколько публичных и частных облаков.
Обработка данных в реальном времени
Если раньше обработка данных в реальном времени была редкой и технически сложной задачей, то сейчас ежесуточное, еженедельное или ежемесячное обновление данных считается ненадежным. Все больше компаний обрабатывают данные ежесекундно.

Меняется не только бизнес
Цифровая трансформация затрагивает различные сферы общественной жизни — можно без преувеличения сказать, что трансформируется мир целиком
В экономике
В 2017 году в России была утверждена программа "Цифровая экономика". Государство до 2024 года в рамках национальной программы выделит на поддержку цифровых проектов около 50 млрд в год. Средства должны пойти на разработку продуктов и решений на базе сквозных цифровых технологий: квантовых вычислений и коммуникаций, 5G и спутниковой связи, технологии интернета вещей, робототехники и сенсорики, новых производственных технологий, в том числе технологии виртуальной и дополненной реальности, а также искусственного интеллекта (ИИ).
В государственном управлении
Сейчас рутинные операции в федеральном госаппарате занимают до 30%, и планируется внедрение IT-систем, которое позволит свести их к минимуму. За счет автоматизации процессов эксперты предлагают высвободить до 28% штатных единиц (то есть до 6799 человек), которые должны усилить профильные и аналитические функции в центральных аппаратах министерств и ведомств. Минимизировать выполнение рутинных операций в федеральных ведомствах предполагается за счет масштабной автоматизации и внедрения искусственного интеллекта с одновременным наращиванием аналитических компетенций внутри госаппарата.
В социальной сфере
В России активно формируется сфера цифровых социальных услуг: уже несколько лет существуют порталы госуслуг, "Мои документы" и система МФЦ. Стремительно развивается и портал "Работа в России", предназначенный для прозрачных и понятных коммуникаций между соискателем и работодателем. Во время пандемии школы и университеты массово перешли на удаленный формат обучения, экстренно внедрив новые технологии в сферу образования. По данным РБК, 85% музеев Москвы и Санкт-Петербурга признают необходимость цифровой трансформации, при этом 20% респондентов уже реализуют стратегию цифровизации, 23% разработали ее, а 43% планируют это сделать.
"Цифровая гонка"
Когда трансформируются даже школы и музеи,
проблема конкуренции в бизнесе стоит очень остро
В наши дни практически на любом рынке постоянно возникают новые компании и проекты, вытесняющие бизнес старого образца. И цифровая трансформация становится для бизнеса вопросом выживания. В этом разделе мы рассмотрим особенности современной конкуренции, главной из которых является дестабилизация.
определение
Дестабилизация — нарушение
динамики экономических процессов,
потеря стабильности.
Дестабилизация в первую очередь угрожает крупным стабильным компаниям, давно существующим на рынке, но не прошедшим цифровую трансформацию. Их активно вытесняют с рынка расширяющиеся IT-компании и новые стартапы, которым не приходилось проходить трансформацию — они изначально были созданы в цифровую эпоху, с актуальной бизнес-моделью и современными технологиями.
Критерии дестабилизации
Почему это не просто инновации?
Влияет на бизнес

Не каждое новое изобретение, меняющее мир, относится к дестабилизации.
К примеру, открытие пенициллина произвело революцию в медицине, а изобретение противозачаточных таблеток повлияло на культурные нормы и институт брака. Конечно, наш мир уже не будет прежним, но большинство научных прорывов не оказывают большого влияния на бизнес. Ни изобретение лекарства от рака, ни высадка человека на Марс не повлияют напрямую на вашу компанию.

Занимает существующую отрасль

Даже монетизируемые и хорошо продаваемые инновации не всегда становятся причиной дестабилизации. К примеру, сейчас на московских улицах можно встретить беспилотные автомобили — Яндекс проводит тестирование неподалеку от своего офиса в Хамовниках. Возможно, в будущем эта технология распространится, и беспилотные автомобили станут основным средством передвижения. Тем не менее, Яндекс не дестабилизирует отрасль машиностроения, а создает новый рынок беспилотных автомобилей. Им незачем производить собственные автомобили, если они могут сотрудничать
с успешными компаниями этой отрасли. Поэтому можно предполагать, что в этом случае IT-компания станет партнером, а не конкурентом классических организаций.

Содержит превосходящие ценности

Для дестабилизации необходимо, чтобы новое предложение было значительно лучше имеющихся. Только в таком случае клиенты переходят от одного товара
к другому. К примеру, если бы цифровые камеры не превосходили пленочные фотоаппараты по большинству параметров, они бы не стали настолько популярными.

Не предполагает прямой конкуренции

Основное отличие дестабилизации от привычной конкуренции в том, что она ассиметрична. Когда на рынке появляется новое предложение, оно обычно содержит аналогичные товары или услуги, слегка превосходящие существующие по качеству. Но дестабилизирующее предложение будет отличаться по сути — оно удовлетворит запросы клиентов с помощью бизнес-моделей и ценностей, которые недоступны для существующей отрасли.
Немного науки:
Теория дестабилизации Кристенсена показывает,
как стабильные компании проигрывают
конкурентам-дестабилизаторам
1
Инновация
На рынке появляется инновационный продукт, уступающий предложению традиционных компаний.
Однако, он оказывается доступен для новых клиентов, которые не могли использовать имеющиеся предложения.
2
Игнорирование
Стабильные компании игнорируют новатора, поскольку новое предложение не интересно их клиентам. Но со временем качество инновационного продукта растет, а цена и доступность остаются на прежнем уровне.
3
Преимущество
Наступает критический момент: продукт компании-новатора обходит по характеристикам продукты традиционных компаний. Тогда клиенты видят лучшее предложение, и переходят к конкуренту.
4
Осознание
Стабильные компании осознают, что их бизнес-модели и продукты устарели, уже потеряв значительную часть клиентов. И к этому моменту они оказываются не в состоянии конкурировать с дестабилизатором, не успевая провести цифровую трансформацию.
Как это происходит?
Возможно, вы слышали о компании AirBnB. Это приложение для смартфона или электронная платформа, объединяющая владельцев недвижимости, желающих сдать ее на короткий срок, и путешественников, которые ищут, где остановиться. То есть, это просто площадка, на которой размещаются предложения краткосрочной аренды, — что-то вроде электронной доски объявлений. И тем не менее, эта компания дестабилизировала целую отрасль гостиничного бизнеса.
определение
Платформа — предприятие, которое создает ценность, обеспечивая взаимодействие между клиентами.
Секрет прост:
AirBnB ничего не производит и не владеет активами — она только предоставляет пользователям возможность обмениваться ими и получает комиссию.



Сверимся с критериями:
Находится в сфере гостиничного бизнеса
Компания AirBnB была создана внутри отрасли, как альтернатива отелям: вместо того, чтобы снимать номер, клиенту предлагается найти комнату или квартиру. В соответствии с теорией Кристенсена, в начале своего пути эта компания нашла новых клиентов — тех, кто не мог позволить себе услуги отелей и привык останавливаться в съемном жилье, оплачивая его напрямую
Предоставляет клиенту лучшее предложение
Затем платформа стала набирать популярность, привлекать новых владельцев недвижимости, и теперь с ее помощью можно снять на неделю дом с отдельным бассейном по цене двухместного номера. И разумеется, гостиничный бизнес начал терять клиентов: за счет лучшего предложения все больше путешественников предпочитают платформу традиционному бизнесу
Не является прямым конкурентом
AirBnB не владеет отелями и не оказывает услуг, кроме посреднических, что делает конкуренцию с ней невозможной для всей остальной отрасли
Почему же это произошло?
Платформы имеют ряд преимуществ
Минимальные требования к активам
Ценности платформ создаются пользователями, поэтому размер собственных активов компаний обычно невелик, как и стоимость их эксплуатации. Пользователи платформы исполняют функции, которые в традиционной компании отводятся сотрудникам, поэтому для обслуживания платформы не нужно много персонала.
Быстрый рост
Благодаря низким операционным затратам и современным облачным технологиям, цифровые платформы способны очень быстро расти. С самого начала цифрового века список наиболее быстрорастущих компаний мира оказался заполнен предприятиями с платформенными бизнес-моделями.
Экономическая эффективность
Платформенная модель позволяет использовать распределенные экономические ценности эффективнее, чем любая из других моделей. Такие компании могут собирать вместе трудовые ресурсы, навыки и активы, и позволяют им совместно создавать ценности.
Так как конкурировать с дестабилизатором невозможно, единственным путем укрепления позиций на рынке для традиционных компаний становится опережение — проведение цифровой трансформации и изменение подхода к работе с клиентами до того, как в их отрасли появится дестабилизирующее предложение.
Записаться на тренинг
Оставьте контактную информацию
Ваш e-mail
Нажимая "Записаться", вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциалььности