Часть 3. Закрепление ответственности
Закрепление ответственности
Ответственность – готовность и желание человека принимать решения и активно действовать для получения результата, полностью осознавая, что достижение результата зависит от этих решений и действий.
1. Выбрать подходящий способ воздействия
2. Подобрать подходящую мотивацию
3. Добиться принятия ответственности
4. Следить за сохранением ответственности
Способность брать ответственность – ключевая черта зрелого человека и профессионала. Каждому руководителю, желающему работать с командой профессионалов, необходимо научиться закреплять ответственность.
Как закреплять ответственность

Главный редактор «Forbes»
Малкольм Форбс
«Тот, кто готов взять на себя ответственность, обычно получает такую возможность, а тот, кто просто пользуется властью, обычно теряет ее»
Воздействие на сотрудников
Когда просить
• Задача не входит в прямые обязанности сотрудника
• Вы в хороших отношениях
Просьба
Убеждение
Требование
Приказ
Когда требовать
• Задача входит в прямые обязанности сотрудника
• Вы договаривались об этом
Когда убеждать
• Задача сложнее привычных
• Нужно увеличить уровень загрузки сотрудников
Когда приказывать
• В условиях критической нехватки времени или чрезвычайной ситуации
Теоретический тест
Практика
Прочтите описание ситуаций и выберите способ воздействия на сотрудника
Начать тест
Вы перепоручаете сотруднику задачу, которую не успеваете выполнить самостоятельно. Сотрудник вполне может справиться с ней, но она не входит в его функционал. К тому же, чтобы ее выполнить, сотруднику необходимо задержаться как минимум на час после работы. В последнее время этот сотрудник часто выказывает недовольство сверхурочной работой.

Какой способ воздействия вы выберете?
Если задача не входит в функционал сотрудника руководитель может использовать просьбу как способ воздействия. В этом случае необходимо чтобы между руководителем и подчиненным были хорошие взаимоотношения. Просьба подразумевает обращение на равных, взывает к сочувствию подчиненного. Для просьбы крайне важна невербальная составляющая. Если тон голоса и мимика не будут соответствовать просьбе, подчиненный скорее всего ответит отказом.
Следующий вопрос
Узнать результат
Вы перепоручаете сотруднику задачу, которую не успеваете выполнить самостоятельно. Сотрудник вполне может справиться с ней, но она не входит в его функционал. К тому же, чтобы ее выполнить, сотруднику необходимо задержаться как минимум на час после работы. В последнее время этот сотрудник часто выказывает недовольство сверхурочной работой.

Какой способ воздействия вы выберете?
Когда руководитель воздействует требованием, он ссылается на правила, нормы, стандарты, принятые в компании.
Правила и номы могут быть негласными. В таком случае руководитель скажет: «У нас так принято».
Следующий вопрос
Узнать результат
Попробуем еще раз?
Попробовать снова
Отлично!
Попробовать снова
Стиль управления
Стиль управления — привычная манера управления, совокупность поведенческих шаблонов руководителя.
Отличие стилей в приоритетах: наиболее авторитарных руководителей интересует в первую очередь результаты работы, а либеральных — взаимодействие с сотрудниками.
Существует три основных стиля управления: Авторитарный, Либеральный, Демократический.
Смешанный стиль управления характерен тем, что в одних ситуациях руководители могут действовать как либеральные, а в других как авторитарные.

Стиль, к которому необходимо стремиться руководителю — демократический.
Теоретический тест
Практика
Прочтите описание ситуаций и определите стиль управления
Начать тест
Однажды Стив Джобс поставил инженеру задачу: разработать компьютерную мышку, которая двигалась бы во всех направлениях. А когда тот ответил, что это невозможно, Джобс уволил его.
Авторитарному стилю характерна высокая ориентация руководителя на задачу.
Следующий вопрос
Узнать результат
Президент компании проводит эксперимент: в нескольких отделениях вместо KPI вводится эволюционная цель, вместо начальника отдела — наставник. Новые правила позволяют сотрудникам самим определять, над чем им работать.
Демократическому стилю характерна заинтересованность руководителя в достижении целей организации, при этом он учитывает интересы сотрудников
Следующий вопрос
Узнать результат
В связи с участившимися опозданиями руководитель вводит новое правило: каждый опоздавший на работу сотрудник должен задержаться на работе на такое же время.
Демократическому стилю характерно управление, основанное на соблюдении четких правил, при этом не страдает социально-психологический климат в коллективе
Следующий вопрос
Узнать результат
У руководителя есть сотрудница, которая может неделями обсуждать с ним задачи и вносить в проект незначительные изменения. Начальник понимает, что она не слишком эффективна, но не может уволить сотрудника, искренне любящего свою работу.
Либеральному стилю характерна ориентация руководителя на взаимоотношения с подчиненными. Такой руководитель не способен принимать рациональные решения
Следующий вопрос
Узнать результат
Попробуем еще раз?
Попробовать снова
Отлично!
Попробовать снова
Социальный психолог
Ренсис Лайкерт
«Успешные менеджеры сконцентрированы на работе, а самые успешные — еще и на сотрудниках»
Сравнение стилей управления
✔ Личные отношения с сотрудниками
✔ Отсутствие регламентов в работе
✔ Эмоциональное принятие решений

Не эффективен
Демократический
Авторитарный
Либеральный
✔ Деловые отношения в коллективе
✔ Четкий набор правил поведения
✔ Рациональное принятие решений

Оптимален
✔ Отношения подавления и подчинения
✔ Слово начальства — единственный закон
✔ Единоличное принятие решений

Для критических ситуаций
Мотивация при делегировании
Мотивация — система внутренних и внешних мотивов, заставляющих человека поступать определенным образом.
Умение мотивировать людей на достижение целей необходимо каждому руководителю.
Материальная мотивация
Самый просто способ мотивации, при котором сотрудникам за достижение результата предоставляются премии и повышения (система KPI). Требует затрат ресурсов компании и часто оказывается недостаточной.
Нематериальная мотивация
Способ, который требует значительно меньше ресурсов. Требует от руководителя определенных навыков и времени. Построена на выявление потребностей сотрудника и на их воздействие.
34-й президент США
Дуайт Д. Эйзенхауэр
«Лидерство — это искусство побуждать людей делать то, что вам нужно, потому что они сами этого хотят»
Потребности сотрудников
Некоторые сотрудники готовы уйти с отличной работы только из-за конфликтов в коллективе. Часто они готовы работать сверхурочно ради команды
Денежная мотивация достаточно сильная. Важно создать у сотрудника ощущение, что его доход зависит только от него
Психологический комфорт
Деньги
Требования к физическому комфорту (чай и печенье в офисе, удобное рабочее место) кажутся незначительными, однако важны для сотрудников с данной потребностью
Физический комфорт
Для некоторых сотрудников основной мотивацией становится мнение других. Им нужна должность с красивым названием и регулярные похвалы от начальства
Имидж
Безопасность
Саморазвитие
Некоторые сотрудники готовы работать на менее престижной работе ради гарантий и стабильности. Они выбирают меньший оклад, но ДМС и защиту от увольнения
Работа для саморазвития и удовольствия — значимый мотиватор. Новая интересная задача может мотивировать гораздо сильнее денег
Теоретический тест
Практика
Прочтите описание ситуаций и определите базовые потребности сотрудников
Начать тест
Вы — руководитель департамента, и вам необходимо нанять еще одного сотрудника. У вас совсем немного времени, чтобы выбрать подходящего кандидата.

Первый кандидат — Денис.

Денис рассказал интересный случай из своей биографии:

На его прошлом месте работы ему два месяца приходилось выполнять двойную работу: один сотрудник уволился, и Денису пришлось выполнять его обязанности. При этом его оклад практически не изменился. Денис прикладывал огромные усилия, и без срывов сроков выполнял весь объем работ. А когда в отделе освободилось место ведущего специалиста, он рассчитывал занять более высокую должность. Но его так и не повысили. Это и послу-жило причиной его ухода.

Определите базовую потребность Дениса:
Сотруднику важно признание своих заслуг, он готов прилагать дополнительные усилия, чтобы повысить свой статус в компании
Следующий вопрос
Узнать результат
Вы — руководитель департамента, и вам необходимо нанять еще одного сотрудника. У вас совсем немного времени, чтобы выбрать подходящего кандидата.

Второй кандидат — Наталья.

В ходе собеседования Наталья озвучила ситуации из своей карьеры:

1. Наталья два раза за последний год посещала платные курсы
по повышению квалификации. Темы семинаров она находила сама. По итогам этих обучающих курсов она разработала собст-венную систему мотивации продавцов в зависимости от объема продаж и доли возврата.

2. Первый опыт работы Наталья получила в небольшой фирме,
где работала менеджером по продажам. Несколько месяцев под-ряд, когда Наталья только начинала работать, ей не выплачивали заработную плату, и, несмотря на это, она какое-то время еще проработала там, чтобы набраться опыта.

Определите базовую потребность Натальи:
Сотрудник стремится к знаниям, ищет возможности получения нового опыта и повышения профессионализма
Следующий вопрос
Узнать результат
Попробуем еще раз?
Попробовать снова
Отлично!
Попробовать снова
Типы мотивации
Некоторые люди направлены на достижение целей — они мечтают, фантазируют и стремятся завтра жить лучше, чем вчера. Какими бы ни были их потребности, они хотят удовлетворить их в полной мере: заработать больше денег, завоевать авторитет или устроить свою жизнь максимально комфортно.
Мотивация «ОТ»
Мотивация «К»
Другие сотрудники не слишком доверяют миру вокруг — их мотивация построена на страхе и тревоге. Они боятся потерять то, что имеют, лишиться работы, испортить отношения с коллегами или плохо показать себя на встрече. Тем не менее, избегание неудач часто позволяет таким людям добиваться успеха.
Теоретический тест
Практика
Прочтите описание ситуаций и подберите мотивацию для сотрудников по определенному типу
Начать тест
Вам необходимо отправить сотрудника в командировку в филиал, который находится в соседнем городе.

Вы решили поручить это Ольге, потому что она в данный момент наименее загружена. Но вы знаете, что у Ольги раньше был роман с руководителем этого филиала, но они расстались, и теперь Ольга не горит желанием туда ехать. Ее базовые потребности — Имидж «К» и Психологическое удобство «ОТ».

Какие фразы подойдут Ольге для мотивации? Имидж «К»:
Сотруднику с потребностью «Имидж» важно признание своих заслуг, он готов прилагать дополнительные усилия, чтобы повысить свой статус в компании. Такой сотрудник стремится сохранить свой успешный образ в глазах окружающих
Сотруднику с потребностью «Имидж» важно признание своих заслуг, он готов прилагать дополнительные усилия, чтобы повысить свой статус в компании. Такой сотрудник стремится сохранить свой успешный образ в глазах окружающих
Следующий вопрос
Проверить
Узнать результат
Вам необходимо отправить сотрудника в командировку в филиал, который находится в соседнем городе.

Вы решили поручить это Ольге, потому что она в данный момент наименее загружена. Но вы знаете, что у Ольги раньше был роман с руководителем этого филиала, но они расстались, и теперь Ольга не горит желанием туда ехать. Ее базовые потребности — Имидж «К» и Психологическое удобство «ОТ».

Удобство психологическое «ОТ»:
Сотруднику с потребностью «Удобство психологическое» важно избежать конфликтных ситуаций
Следующий вопрос
Проверить
Узнать результат
Попробуем еще раз?
Попробовать снова
Отлично!
Попробовать снова
Обратное делегирование
Иногда сотрудники после получения задачи возвращаются обратно за помощью, и вскоре оказывается, что решением этой задачи занимаетесь уже вы.

Обратное делегирование происходит, когда вы говорите:
• Я помогу
• Я разберусь
• Я позвоню
• Напиши мне
• Хорошо, напомни мне
• Я подумаю, чем тебе можно помочь
• Если нужна моя помощь, дай знать
Не пропускайте этапы делегирования
Как избегать обратного делегирования

Не выходите за рамки помощи
Оставляйте последнее слово за сотрудником
Теоретический тест
Практика
Прочтите описание ситуаций и определите, готов ли сотрудник взять на себя ответственность
Начать тест
Сегодня вы поручили своей сотруднице новую задачу и попросили ее задержаться на работе.

Из какого высказывания можно понять, что она берет на себя ответственность за выполнение данного поручения?
Сотрудник выражает готовность к выполнению задачи, озвучивает точный срок когда планирует ее выполнить. Кроме того, сотрудник самостоятельно спланировала свою деятельность, определила ближайшие шаги
Следующий вопрос
Узнать результат
Попробуем еще раз?
Попробовать снова
Отлично!
Попробовать снова
73-й премьер-министр
Великобритании
Тони Блэр
«Секрет лидерства в том, чтобы уметь говорить нет. Это не так легко, как сказать да»