Часть 2. Профессиональное развитие
Этапы развития сотрудников
Новички нуждаются в инструктаже и постоянном контроле. Сотруднику в первую очередь необходимо получать новые знания и развивать hard skills.
Новичок
Рядовой сотрудник
Опытный сотрудник
Профессионал
Опытным сотрудникам не хватает самостоятельности, они теряются в непривычных условиях. Для них важно расширять зону ответственности.
Рядовым сотрудникам пока им не хватает опыта и практических навыков. Сотрудникам необходимо развивать hard skills и soft skills.
Сотрудник может самостоятельно принимать решения и вести сложные проекты. Он нуждается в мотивации, направлении и доверии руководства.
Роли руководителя в развитии сотрудника
Руководитель дает сотруднику конкретные указания и следит за их выполнением. Это позволяет вовремя исправить ошибки и сформировать первичные навыки.
Инструктор
Наставник
Советник
Соратник
Цель ― сформировать у сотрудника навыки работы в любых ситуациях, научить действовать самостоятельно даже в новых условиях.
Цель — сформировать у сотрудника необходимые для работы навыки, как hard skills, так и soft skills.
Для работы с профессионалами пригодится роль соратника, способного выслушать сотрудника, понять суть проблемы и задать правильные вопросы.
Как проводить инструктаж
Рассказать, как сделать

Показать, как сделать

Позволить сотруднику сделать

Отметить положительные стороны

Отметить негативные стороны

Мотивировать на дальнейшую работу
Алгоритм инструктирования
Руководитель отслеживает выполнение задания и остается вовлечен во все детали работы сотрудника.
2
1
3
4
5
6
Как стать наставником
Обозначить проблему

Выслушать варианты решения

Дать совет

Ответить на возражения

Закрепить ответственность

Мотивировать на дальнейшую работу
Алгоритм наставничества
Нужные для работы навыки вырабатываются посредством многократного выполнения однотипных задач, контроля руководителя, получения обратной связи и работы над ошибками.
2
1
3
4
5
6
генеральный директор IBM
Томас Уотсон
«Зачем мне увольнять человека, который ошибся? Чтобы нанять того, кто ошибется так же?»
Обучение на основе опыта
Каждая ошибка сотрудника — это не столько потери для компании, сколько возможность для обучения. Следует воспринимать это как инвестиции в развитие ценного сотрудника
В процессе обратной связи разберите с сотрудником выполненную работу. Проанализируйте ошибки, сформируйте у сотрудника готовность исправлять ошибки и учиться на своем опыте.
Инструменты развития

Ситуация, в которой у человека есть только одна возможность: самостоятельно справиться с поставленной задачей. Этот прием используется, когда у сотрудника не хватает уверенности в своих силах и готовности самостоятельно действовать.
Разбор полетов
Зона смерти