7 октября 2024
обучение
оценка

Бенчмаркинг: как использовать лучшие практики для роста бизнеса

Что общего у автомобильной компании Ford, McDonald’s и популяризатора кофейной культуры Starbucks? Ответ прост — все они регулярно используют бенчмаркинг и анализируют конкурентов, чтобы стать лучшими из лучших. У них получилось, получится и у вас!

Что такое бенчмаркинг и каким он бывает?

Создание успешного бизнеса — это непростая задача. В условиях жесткой конкуренции каждому предпринимателю важно знать, как работает не только его компания, но еще и бизнес конкурентов. Во-первых, это позволяет улучшить продукт и занять выигрышное положение на рынке. А во-вторых, «подглядывать за соседями» нужно, чтобы вовремя внедрять лучшие практики, которые уже доказали свою эффективность.
Бенчмаркинг — это способ анализа конкурентов, сравнения бизнес-процессов, продуктов и услуг, цель которого — перенять лучшие практики и положительный опыт. Бенчмаркинг предполагает изучение подходов и методов успешных компаний в разных областях: развитие персонала, управление проектами и т. д.
Почти за полстолетия (первое исследование было проведено в США в 1984 году) бенчмаркинг стал важным инструментом в арсенале современных организаций. Существует несколько различных видов бенчмаркинга, каждый из которых имеет свои особенности, цели и области применения. Поговорим более подробно о каждом из них:

  1. Внутренний бенчмаркинг

Это когда мы сравниваем бизнес-процессы, продукты и услуги внутри одной компании или между ее различными подразделениями или филиалами. Полезен для выявления лучших практик на уровне организации и оптимизации внутренних процессов.
logo Mcdonalds
Кейс

McDonald's

McDonald’s является одной из крупнейших сетей быстрого питания в мире с ресторанами по всеми миру. Компания регулярно проводит внутренний бенчмаркинг через систематический анализ и сравнение бизнес-процессов в своих ресторанах. Анализируются ключевые показатели производительности, такие как время обслуживания, уровень удовлетворенности клиентов и финансовые результаты. Также проводятся внутренние аудиты для оценки соответствия стандартам. По результатам внутреннего бенчмаркинга выявляются филиалы с наиболее высокими показателями. Анализируются лучшие практики, которые используются в самых эффективных ресторанах. Далее эти подходы масштабируются. Такой внутренний бенчмаркинг позволяет компании McDonald’s постоянно повышать качество своих услуг и оставаться конкурентоспособной.

2. Внешний (конкурентный) бенчмаркинг

Тут мы анализируем прямых конкурентов и сравниваем основные показатели. Например, ассортимент, стоимость продукции, прибыль, рентабельность, затраты на производство, работа с заказчиками, качество товара и уровень удовлетворенности клиентов.
Logo ford
Кейс

Ford

В 1980-х годах американская автомобилестроительная компания Ford столкнулась с проблемой — потребители были не удовлетворены качеством их автомобилей. На производстве тоже были свои трудности — высокие затраты на производство, перегрузка производственных мощностей. Компания Ford начала проводить бенчмаркинг, сравнивая свои показатели в области качества с показателями компании Toyota. Такой анализ конкурента помог американцам выявить слабые места в своих производственных процессах и поставках. В результате компания Ford внедрила методы управления качеством, подобные системе Toyota, что значительно улучшило производственные показатели и повысило уровень удовлетворенности клиентов.

3. Функциональный (отраслевой) бенчмаркинг

Сравниваем свои внутренние бизнес-процессы, продукты, услуги и т. д. с аналогичными в компаниях из другой или смежной отрасли. Например, если одна компания отлично справляется с обслуживанием клиентов, но при этом не является вашим прямым конкурентом, то все равно есть смысл изучить ее подходы.
logo Starbucks
Кейс

Starbucks

Компания Starbucks использует функциональный бенчмаркинг для изучения методов обслуживания клиентов и анализирует своих непрямых конкурентов. Starbucks перенимал подходы лучших ресторанов и гостиниц в вопросах взаимодействия с клиентами и организации обслуживания и адаптировал их под себя, чтобы повысить уровень клиентского обслуживания в своих кофейнях.

4. Генеральный бенчмаркинг (сравнение с общемировыми стандартами)

Берем высокую планку и ориентируемся на общемировые стандарты. Изучаем лучшие практики и инновационные решения всемирно известных компаний, которые не связаны ни с конкретной функцией, ни с сектором. Можно проанализировать, как в крупных компаниях развивают подчиненных, какие используют методы. Или, например, как управляют производственными процессами, чтобы найти более эффективные способы работы у себя.
logo ozon
Кейс

Ozon

Многие стартапы осознанно или неосознанно используют генеральный бенчмаркинг. Российская компания Ozon в самом начале своего становления во многом вдохновлялась западным Amazon. Даже название выбрали созвучное. Тогда в интернет-магазине продавались только книги, видеокассеты, музыкальные диски и DVD. В то время электронная коммерция только начинала несмело развиваться в Росии и странах СНГ. Успешных конкурентов было не так много, поэтому Ozon во многом ориентировались на опыт зарубежных коллег. Анализ мировых компаний, адаптация высоких стандартов, инновационные и оригинальные решения помогают компании Ozon сохранять лидерские позиции на рынке e-commerce.

Процесс бенчмаркинга

Шаг 1. Определение целей и объема бенчмаркинга

Прежде чем приступить непосредственно к самому бенчмаркингу, нужно определиться с целями. Чего мы хотим достичь? Как поймем, что мы выполнили запланированное? Какой результат хотим получить в итоге? С этими вопросами нужно разобраться с самого начала. Четко определите конечный образ результата, метрики, дедлайны и контрольные точки.
Шаг 2. Изучение и выбор объектов для сравнения
После определения цели можно приступать к сбору данных и информации о конкурентах. На данном этапе важно собрать информацию о том, как в компаниях-конкурентах реализуются бизнес-процессы, какие ключевые показатели производительности и уникальные фишки используются. Фиксируйте все интересные факты и находки в текстовом формате. Для этого можете создать отдельный файл.
Эти ресурсы помогут масштабировать и систематизировать исследование конкурентов:
  • Отчеты и исследования — statista.com, , PwC, Data Insight.
  • Инструменты сбора данных и статистики — SimilarWeb, SimilarSites, ВЦИОМ, Вордстат, Google Trends.
  • Для текстовых заметок — Google SpreadSheet, Obsidian, OneNote.
Шаг 3. Анализ данных
Теперь необходимо из всего массива полученной информации вычлениту ту, которая корелирует с первоначальной целью бенчмаркинга. Сравните ваши показатели с показателями конкурентов, чтобы выявить различия и области для улучшения. Определите лучшие практики у других организаций, которые привели их к высоким результатам.
Шаг 4. Разработка стратегий по улучшению
Время собирать все воедино. На основе проведенного анализа разработайте стратегию внедрения лучших практик в свою организацию. Обсудите результаты и предложенные изменения с командой и ключевыми заинтересованными сторонами. Для наглядности составьте отчет по итогам проведенного анализа конкурентов с ключевыми выводами и планами на реализацию.
Лайфхак
После того, как вы разработаете стратегию по улучшению продукта или других показателей, не нужно сразу браться за ее полную реализацию. Для начала разработайте прототип проекта по внедрению. Разработайте MVP (от англ. Minimal Viable Product — минимально жизнеспособный продукт), который можно протестировать. Это может быть простой макет, черновик или, например, начальная версия приложения/платформы. Используйте итеративный процесс разработки, чтобы регулярно вносить улучшения и корректировки на основе обратной связи.
Шаг 5. Внедрение изменений и мониторинг результатов
Действуйте! Поэтапно и без спешки. На этот этап может уйти много времени, поэтому наберитесь терпения. Помните, ради чего бенчмаркинг затевался.

 

Плюсы

  • Выявление лучших практик
Бенчмаркинг позволяет найти самые лучшие практики и подходы, которые легли в основу «формулы успеха» той или иной компании. После тщательного анализа их можно адаптировать к реалиям своего бизнеса. Возможно, они сработают так же хорошо.
  • Улучшение производительности
Выявление недостатков и улучшение процессов может повысить производительность и эффективность работы как отдельного подразделения, так и всей компании
  • Повышение конкурентоспособности
Регулярный анализ конкурентов и адаптация к новым стандартам рынка позволяет всегда быть на шаг впереди.
  • Инновации
Бенчмаркинг открывает новые возможности для инноваций. Компании видят эффективные решения в других организациях, адаптируют их под себя и получают совершенно новые практики.

Плюсы и минусы бенчмаркинга

⚠️ Минусы

  • Сложность сбора данных
Получение точной и актуальной информации о деятельности конкурентов может быть трудным и времязатратным.
  • Не отвечает на вопрос «как»
При всех своих плюсах бенчмаркинг не дает пошагового плана действий, как лучшие практики адаптировать к условиям конкретной компании. То, что хорошо сработало в одном бизнесе, может не сработать в другом.
  • Затраты времени и ресурсов
Внедрение процессов, основанных на бенчмаркинге, может требовать значительных затрат времени и ресурсов для анализа и адаптации.

360°

Опрос персонала

Проект на любое количество респондентов

Готовая база компетенций

От 500₽ за одного оцениваемого

У нас вы можете заказать