Алгоритм управления конфликтом при помощи опроса
- Возникновение запроса = осознание проблемы
Вы понимаете, что в коллективе присутствует напряжение, или просто хотите проверить, есть ли оно.
2. Выбор участников опроса
В первом случае, адресуйте опрос тем сотрудникам, в чьих взаимоотношениях присутствует разлад. Во втором случае список участников может быть расширен до любого количества сотрудников компании.
3. Наполнение содержания опроса
Для достижения поставленной цели необходимо проверить не столько, что делают сотрудники, а как они взаимодействуют друг с другом. Для этого нужно собрать мнения об уровне сформированности компетенций из сферы межличностных отношений, например, «Коммуникация», «Работа в команде», «Восприятие критики» и т. п. Для расширения представлений о (потенциальных) причинах возникновения разлада в коллективе добавьте дополнительные вопросы, не привязанные к компетенциям. Эти вопросы должны тактично спрашивать оценивающих, что их не устраивает в работе оцениваемого. Например, «Порекомендуйте 3 действия, которые оцениваемому необходимо изменить в своей работе». Если конфликт протекает уже в открытой стадии, вы можете добавить в опрос более конкретные вопросы, связанные со сложившейся ситуацией. Также на этом этапе необходимо собрать мнения о способах преодоления конфликта.
4. Контроль прохождения опроса
На данном этапе вы уже можете заметить, есть ли скрытые конфликты. Особое внимание стоит уделить двум случаям. Первый — какому-либо оцениваемому ряд сотрудников отказывается давать обратную связь. Второй — обратная ситуация — кто-либо из оценивающих уклоняется от заполнения большинства опросов. Обе ситуации указывают на наличие скрытого конфликта. Он может быть как внешним (сотрудники избегают взаимодействия с коллегами, потому что они не видят их пользы), так и внутренним (цели и ценности сотрудника не совпадают с требованиями компании, в том числе с необходимостью давать обратную связь). В такой ситуации вам необходимо напомнить сотрудникам о цели и важности прохождения опроса. Возможно, это уже спровоцирует диалог, в котором вы узнаете о конфликтной ситуации.
На этом этапе вы увидите полную картину и в этом главное преимущество опроса. Вам не нужно тратить время на персональные встречи с большим количеством сотрудников или проводить общие собрания на которых не все готовы открыто делиться своим мнением. Индивидуальные отчеты оцениваемых содержат два показателя, которые могут проинформировать о наличии скрытых конфликтов. Во-первых, баллы за компетенции и индикаторы. Если у разных групп респондентов результаты сильно отличаются более, это значит, что по данному вопросу существует некоторое разногласие. Например, деловое окружение ставит 4 балла компетенции «Восприятие критики», а сам оцениваемый — 2. Это сигнализирует о наличии внутреннего конфликта, который может быть не явлен окружающим, но который влияет на общие состояние и продуктивность оцениваемого. Если баллы распределяются обратным образом то, напротив, оцениваемый не замечает, что коллегам некомфортно взаимодействовать с ним/ней в рамках организации обратной связи, что, конечно, провоцирует разногласия. Второй показатель — ответы на открытые вопросы. Они прояснят причину расхождения баллов и дадут более точную информацию о сути трений между сотрудниками. Ваша задача составить список наиболее частотных претензий, чтобы понять их масштаб и оценить их объективность. Если вы используете опрос на этапе поисков решения открытого конфликта, также проанализируйте список пожеланий и видений путей преодоления конфликта.
На этом этапе вы сможете обсудить с участниками опроса конкретные проблемы, которые были выявлены посредством анализа отчетов. Обсудите с каждым оцениваемым, насколько он согласен с мнением коллег, что лично его не устраивает в рабочем процессе. На основе анализа зон роста совместно сформируйте план индивидуального развития, не забыв учесть в нем те действия, которые необходимо предпринять для разрешения конфликта. Помните, что сильным сторонам сотрудника также важно уделить внимание на встрече, иначе концентрация только на негативных аспектах работы демотивирует сотрудника и запустит новую волну конфликтов. Сильные стороны могут стать тем инструментом, который позволит преодолеть уже существующую проблему.
Этот этап можно назвать факультативным. Он необходим в том случае, если некоторые проблемы невозможно решить персонально с сотрудниками. В повестку общего собрания внесите обсуждение тех вопросов, для разрешения которых требуется корректировка командных процессов. Особенно это касается тех случаев, когда конфликт затрагивает сотрудников разных отделов.