Раньше я занимался закупками. Попал туда довольно случайно: в 22 года мы с ребятами по приколу сделали торговую площадку.
Мы показали, что можно делать электронную закупку. И случайно показали это президенту, на одном из сочинских форумов. Все так удивились!
Тогда, в 2007 году, с одного указа началось развитие целой индустрии.
Cognitive Pilot — это разработчик систем искусственного интеллекта для всего, что кздит по земле.
С этого года мы сфокусировались на разработке беспилотных сельхоз агрегатах, начиная с комбайнов, и беспилотных рельсовых транспортных средств.
Мы не единственная, но одна из немногих компаний в мире, которая занимается этими индустриями.
Если говорить о беспилотных автомобилях, то их действительно нужно утыкать сенсорами как новогоднюю елку. В среднем, это около 36 сенсоров на машину. Стоимость беспилотности примерно в 10 раз превышает стоимость машины.
Есть сферы, в которых можно достичь беспилотности относительно небольшими вложениями. Например, комбайн стоит полмиллиона долларов, в отличие от машины, которая стоит около 15 тысяч долларов.
Россия — это зона рискованного земледелия, где один урожай в году, и для каждой культуры есть только две недели на ее уборку.
Для агропромышленности эти две недели, за которые нужно получить весь экономический результат за прошедший год — это бутылочное горлышко, которое хочется расширить.
Мы делаем все целиком, предоставляем коробочные решения. Буквально. У нас есть коробка, которая крепится к комбайну.
Комбайн, на самом деле, очень умная машина, в отличие от автомобиля. У них уже есть электронное управление, к которому можно подключиться.
Мы подключаем коробку, выводим в кабину экранчик, на котором есть две кнопки: вкл и выкл. Вот и все.
Каждая коробка передает данные в общее облако и получает из него обновления. Если владелец соглашается передавать данные, он получает постоянно улучшающееся качество работы.
Сегодня ты купил комбайн, который может ездить по прямой, завтра он умеет разворачиваться, послезавтра — выгружаться на ходу.
Мы стараемся делать коробки минимальной стоимости и максимальной легкости установки. С подключения коробки только начинается бизнес.
В прошлом году Россия была экспортером пшеницы номер один, по площади возделываемой земли — стабильно на первых тех местах. И при этом механизация труда у нас отстает от развитых стран раза в три.
Есть всего один параметр, который во все модели экономического роста входит мультипликативно — темп роста населения.
Население экспоненциально растет, а посевные площади — нет. И вопрос в том, как нам при тех же площадях накормить все больше людей.
Ответ один: повышение эффективности сельского хозяйства. И это происходит — за последние 10 лет производительность повысилась в 10 раз. Я не знаю другой отрасли, в которой это было бы возможно.
Куда мы двигаемся глобально? Мы двигаемся ко всей технике. Комбайн — это верхушка айсберга. Дальше — трактора, опрыскивание. И конечно, мы смотрим за рубеж. Бразилия, Аргентина, рынки Америки и Европы.
Хотя, для справки, в России в прошлом году комбайнов продали значительно больше, чем в Америке.
Если ты делал неинтересный субсидируемый продукт, тогда тебе трудно меняться. А если ты делал крутой продукт, то тебе полшага до Tesla.
Если мы говорим об электрокарах в Европе, то я считаю, у Tesla будут проблемы. Да, они были первыми, кто показал к этому путь.
Через несколько лет по улицам будут ездить электрические Audi, Mercedes, BMW, в том количестве, в котором это нужно потребителю. А Tesla так и останется дорогой игрушкой.
Если долго кормить компанию с руки, она забудет, как зарабатывать деньги.
Мы показывали свои технологии крупным игрокам российской автоотрасли, и реакция была: «Это что, надо свои деньги вкладывать? Мы лучше пойдем за субсидиями к государству».
В общем, воз и ныне там. Просто такая психология, такой подход.
Можно развивать ту отрасль, в которой есть локальный спрос.
Я был удивлен, на каком уровне в российских компаниях появляется IT-директор.